Перейти к содержимому


Мистический валун


  • Вы не можете создавать темы
  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
8 ответов в теме

#1 OFFLINE   Ceana

Ceana

    Масюлик

  • Супермодератор
  • 41 400 Сообщений:
53 209
Excellent
  • ОткудаИз леса,вестимо

Опубликовано 16 Май 2018 - 05:25

Мистический валун в Нагорном парке.

Опубликованное фото

Мое внимание давно привлекал огромный валун, лежащий почти на самом верху, слева от парадной лестницы в Нагорном парке. Что это за валун? Когда он там появился и по какой причине?

Чем он является? Исконно природным элементом, частью возвышенности, на которой расположен парк, или же декоративным элементом наподобие тех валунов намного меньшего размера, что лежат сейчас в том саду, который бакинцы и даже туристические справочники до сих пор называют не иначе, как Губернаторский?

Однажды ко мне попала старая фотография тогда еще парка им. Кирова, датированная началом 40-х гг. Валун на ней уже был. Значит, если он там и появился, то еще при разбивке парка, которая началась еще в конце 30-х?

Опубликованное фото

Информация, полученная от старых бакинцев, была достаточно однотипной. Практически все помнят его с детства. У многих он ассоциируется с молодостью, прогулками в красивом парке, свиданиями, фото на память.

Опубликованное фото

Некоторые, правда, говорили, что камень этот - чуть ли не волшебный, что еще их бабушки и дедушки упоминали о каких-то его чудодейственных свойствах, и что в стародавние времена это был пир.

Всплыло и название валуна - Пирвензере. Получается, на самом деле пир, т.е. священное место?

Но вот откуда взялось название и что означает, никто объяснить не мог. Возможно, это название есть в интернете? Есть, но всего лишь в одной статье, которая кочует из сайта в сайт. Ее автор - Фаик Насибов, опубликована она впервые одиннадцать лет назад.

В общем, информация собиралась долго, и вот что удалось выяснить. О том, что это священное место, обладающее целительными свойствами, мусульманское население Баку знало еще в XIX в. В основном, к чудодейственному валуну приходили бездетные женщины с просьбой о ребенке.

Вообще-то с такими просьбами принято было ходить в мечеть на Биби-Эйбате, к гробнице Укеймы ханум, а к волшебному валуну Пирвензере заходили, так сказать, по дороге.

Опубликованное фото

На самом деле отдельно стоящие большие валуны, скалы и т.п. являлись местом поклонения с незапамятных времен. До возникновения монотеистических религий были языческие культы, так вот поклонение силам природы и природным элементам, в том числе отдельным скалам и валунам, возникли даже раньше этих культов. Один из ярчайших тому примеров - Бешмармаг.

Опубликованное фото

Так что вера в чудодейственные силы валуна Первензере вполне объяснима. Тем более если учесть его необычную форму. Мало того, что он являет собой отдельно стоящий огромный валун, так в нем еще есть сквозное отверстие. Судя по тому, что отверстие это явно природного происхождения, это не могло не привлекать к нему внимания местных жителей.

Опубликованное фото

А если учесть и тот факт, что на этом холме издревле находились кладбища - с еще доисламской эпохи - то тем более становится понятно, почему это место считалось священным: духи предков всегда помогали людям.

Что касается самого валуна, то некоторые исследователи, в том числе и Ф.Насибов, считают, что валун сам являлся захоронением: если залезть внутрь отверстия или хотя бы внимательно его рассмотреть, то можно заметить внутри прямоугольное углубление явно рукотворного характера.

Опубликованное фото

Видимо, там был похоронен какой-то важный человек, причем явно в доисламский период, ведь у мусульман не принято хоронить никаким иными способом, кроме как в земле или склепах.

А вот в эпоху бронзового века (III-II тыс. до н.э.) могилы в каменных ящиках на Абшероне можно встретить во многих местах: в Бузовнах, Сураханах и даже у подножия Девичьей башни, а также в Шагане, Нардаране и у маяка напротив острова Пир-Аллахи.

Как правило, для таких захоронений выбирались места на возвышенностях, с видом на море, т.е. для предков предоставлялось все самое лучшее.

Опубликованное фото

В исламский период рядом со старыми захоронениями стали появляться новые - отношение к предкам было одинаковым, т.е. уважительным. Такая же ситуация сложилась и на месте нынешнего Нагорного парка, который представлял собой несколько кладбищ рядом: мусульманское, армянское, христианское. И эти кладбища по-прежнему почитались как священные места.

Опубликованное фото

Опубликованное фото

В 1918 г. кладбище было основательно "пополнено" - здесь были похоронены многочисленные жертвы мартовских событий. Потом к ним добавились турецкие и английские могилы. В 1919 г. там же был похоронен и известный бакинский миллионер и благотворитель Мусса Нагиев.

Я не хорошая и не плохая, я - добрая в злую полосочку


#2 OFFLINE   Ceana

Ceana

    Масюлик

  • Супермодератор
  • 41 400 Сообщений:
53 209
Excellent
  • ОткудаИз леса,вестимо

Опубликовано 16 Май 2018 - 05:35

Опубликованное фото

Когда в Азербайджан пришла советская власть, все было перевернуто с ног на голову: храмы разрушались, причем всех конфессий, кладбища сравнивались с землей и на их месте либо строились дома, либо разбивались парки.

Опубликованное фото

Эта же участь постигла и нагорные кладбища: здесь со всем советским цинизмом было решено устроить не просто парк, а парк развлечений. Считается, что какую-то часть могил успели перенести, остальные же сравняли с землей (вместе со склепами, часовнями, церквями и другими культовыми сооружениями) и соорудили на их месте террасы, кафе и т.п.

Опубликованное фото

Опубликованное фото

Венчал все это памятник Кирову. Большевистский лидер встал на то место, которое считалось священными на протяжении многих веков.

Опубликованное фото

Рядом с валуном, буквально в нескольких метрах, была проложена парадная лестница, ведущая прямо к подножию памятника. По идее, его должны были бы снести - он ведь основательно портил весь вид, нарушая всем своим вызывающим видом идею строго террасирования парка. Однако не снесли! Более того, рядом с ним была сооружена небольшая площадка.

Опубликованное фото

Почему же валун не был убран из советского парка? Его посчитали неким природным украшением и решили не трогать? Или все дело в чудесных его свойствах, которые не только помогали верующим, но и его самого хранили от злых людей?

Ведь снесены были не только могилы и культовые сооружения ради будущего парка, но и многие исторические здания и храмы в других местах города. А валун не тронули!

А, может быть, представители власти что-то такое слышали про этот пир и решили не рисковать? Все-таки родились-то они все во времена, когда люди верили в Бога и поклонялись священным местам. Может, какой-нибудь мудрый аксакал предупредил, что древние святыни наказывают тех, кто нарушает их покой?

Опубликованное фото

Ответа нам не узнать никогда. Но факт остается фактом: валун жив. Но вот практически все забыли, чем он является. Если коммунисты хотели добиться забвения, они его добились.

Рядом с валуном по-прежнему фотографируются на память, через его отверстия фотохудожники делают красивые снимки бухты и никто не задумывается, что это - древняя могила.

Опубликованное фото

Опубликованное фото

Вот такая история... Однако верная своей привычке все проверять, я подумала: а вдруг эта история - просто красивая легенда, а то и вовсе выдумка? Особенно если учесть, что никакой информации в интернете, кроме статьи Насибова, нет. Да и слово "вензере" с азербайджанского никак не переводится.

Возможно, эта статья бы и не появилась или появилась бы, но как просто пересказывающая легенду - старую или современную, рожденную уже в наше время тяги ко всему таинственному, если бы не Гусейнгулу Сарабский (1879-1945).

Я не хорошая и не плохая, я - добрая в злую полосочку


#3 OFFLINE   Ceana

Ceana

    Масюлик

  • Супермодератор
  • 41 400 Сообщений:
53 209
Excellent
  • ОткудаИз леса,вестимо

Опубликовано 16 Май 2018 - 05:35

Опубликованное фото

И тут читатель наверняка сильно удивится: при чем здесь знаменитый певец-ханенде, актер, режиссер, а также легендарный исполнитель роли Меджнуна в первой азербайджанской опере "Лейли и Меджнун"?

А вот при чем. Сарабский был еще и неплохим драматургом, а также автором документальных книг. О нем можно прочитать вот в этом моем посте:

http://olaylar.az/ne...g-oksana/214977

Кроме этого, он написал потрясающую книгу "Старый Баку", сборник интереснейших историй о нашем городе. Книга была написана и подготовлена к печати еще при жизни автора, однако впервые увидела свет лишь в 1958 г.

"Старый Баку" был издан на азербайджанском и на русский не был переведен вплоть до недавнего времени. Перевод был осуществлен Фирангиз Аскерзаде, а право первой публикации получил прекрасный сайт, посвященный истории Баку, - ourbaku.com.

И вот в этой познавательнейшей книге я прочитала следующее: "На северно-западной окраине города находился огромный обтесанный остроконечный камень, называемый в народе Пирвянзяри.

Когда-то в теплые весенние дни женщины в качестве паломничества к святому месту по воскресным дням приходили к этому камню, потому и было принято жарить здесь шашлык из печени овцы".

Опубликованное фото

Так что история про священный валун - не выдумка и не легенда: он действительно почитался в народе. И, судя по шашлыкам у его подножия, приходили к нему не просто по дороге к пиру в Биби-Эйбате, а целенаправленно.

Но обратите внимание на название у Сарабского: Пирвянзяри. Не Пирвензере, как у Насибова. Возможно, это и неважно, просто другая транскрипция буквы Ə, а, возможно, важно, и даже очень.

Потому что транскрипция Сарабского позволяет пролить хоть какой-то свет на происхождение названия, особенно с окончанием на И. Слова "вянзяри" в азербайджанском языке нет, как и слова "вензере". Но есть слово vəzəri (вязяри). Так по-азербайджански называется кресс-салат.

Но какое отношение зелень имеет к пиру?! Тут мы вступаем в область сплошных догадок, причем исключительно моих. Насколько они верны, пусть рассудит читатель.

Кресс-салат - не просто зелень. Он обладает чудодейственными свойствами, о которых рассказывается еще в древнегреческих и древнеримских хрониках. Гиппократ утверждал, что кресс-салат обладает лечебными свойствами - очищает кровь и возвращает больным жизненные силы.

В народной медицине он издавна применялся как общеукрепляющее и противовоспалительное средство, а также мочегонное, отхаркивающее, успокаивающее и противосклеротическое. Кресс-салат обладает также антиоксидантными свойствами, снимает депрессивные состояния и улучшает сон.

Его листьями в народе лечили раны и язвы, ожоги, кожные заболевания, простуду - особенно бронхит и стойкий кашель, желчнокаменную болезнь, боли в суставах.

Я не хорошая и не плохая, я - добрая в злую полосочку


#4 OFFLINE   Ceana

Ceana

    Масюлик

  • Супермодератор
  • 41 400 Сообщений:
53 209
Excellent
  • ОткудаИз леса,вестимо

Опубликовано 16 Май 2018 - 05:49

Не зелень, а просто панацея какая-то! Чудо-трава! А если вспомнить, что в Древнем Египте маслом, полученным из семян кресс-салата, лечили мужскую половую холодность и женское бесплодие, то становится понятно, почему не имеющие детей женщины приходили к Пирвянзяри.

Видимо, в окрестностях валуна в изобилии рос кресс-салат, завезенный в Закавказье и потом в Европу с Ближнего Востока еще в незапамятные времена.

Опубликованное фото

Со временем название пира, видимо, трансформировалось, когда была забыта истинная причина, почему валун считался чудодейственным.

В наше время тоже были приложены определенные усилия, чтобы название пира никто не помнил: с валуна исчезла надпись. Вот на этом фото начала 2000-х годов она еще есть:

Опубликованное фото

Надпись имелась на поверхности камня до последней реконструкции парка, а потом ее посчитали нужным убрать. Почему? Руководители реконструкцией решили, что чистый камень - "красивее"? Или же кому-то опять помешала память?

Кстати, все вернулось на круги своя: Киров исчез, коммунисты тоже, а в Нагорном парке снова возникло кладбище - Аллея шехидов. Валун помог?

Опубликованное фото

Я не хорошая и не плохая, я - добрая в злую полосочку


#5 OFFLINE   Ceana

Ceana

    Масюлик

  • Супермодератор
  • 41 400 Сообщений:
53 209
Excellent
  • ОткудаИз леса,вестимо

Опубликовано 16 Май 2018 - 05:56

Собственно ссылка

http://olaylar.az/ne...g-oksana/218875

Писи...про пир в нагорном парке я вообще ничего не знала...сегодня наткнулась на видео и начала рыть материал.
Прабабушка мне рассказывала,что парк построен на костях.говорила,что там захоронены жертвы армяно-азербайджанской резни 1918 года...то есть это кладбище и вывозить трупы оттуда никто не собирался.просто сравняли с землёй и устроили увеселительный комплекс.
Говорила грех это...всё вернётся.
Вернулось!

Конечно к валуну это отношения не имеет,а может и имеет...возможно это ну уж очень старинное кладбище.

Я не хорошая и не плохая, я - добрая в злую полосочку


#6 OFFLINE   Ceana

Ceana

    Масюлик

  • Супермодератор
  • 41 400 Сообщений:
53 209
Excellent
  • ОткудаИз леса,вестимо

Опубликовано 16 Май 2018 - 06:00

Священный камень "Пирвензере"

Фаик Насибов.
Статья впервые опубликована в журнале "YOL", N3 2006

Бакинцы по праву гордятся городской архитектурой, богатой историей Баку, его достопримечательностями. В данной статье хочется поделиться с читателями историей одной бакинской достопримечательности, о которой мало кто еще знает. Речь идет об огромном валуне, расположенном в Нагорном парке на склоне горы под бывшим памятником Кирову. Данный камень издавна известен в народе как «Пирвензере». Кстати, это название начертано ныне и на самом валуне.

Читать:

http://www.window2ba.../pirvenzere.htm

Я не хорошая и не плохая, я - добрая в злую полосочку


#7 OFFLINE   Родной

Родной

    ÜRƏK

  • Members
  • ФишкаФишкаФишка
  • 5 894 Сообщений:
6 295
Excellent
  • ОткудаБаку

Опубликовано 16 Май 2018 - 08:42

Сто раз проходил по этому парку и не обращал внимания на этот валун, спасибо, было познавательно и очень интересно.)
Никогда Не говори Никогда!

#8 OFFLINE   Ceana

Ceana

    Масюлик

  • Супермодератор
  • 41 400 Сообщений:
53 209
Excellent
  • ОткудаИз леса,вестимо

Опубликовано 17 Май 2018 - 02:11

 Родной, 16 Май 2018 - 08:42 , написал:

Сто раз проходил по этому парку и не обращал внимания на этот валун, спасибо, было познавательно и очень интересно.)
я рада,что тебе это было интересно.
Я вот на беш бармаг сколько уже собираюсь.
Говорят помимо пира,это место является местом силы.разлом там и по научному аномальная зона считается.

Я не хорошая и не плохая, я - добрая в злую полосочку


#9 OFFLINE   Ceana

Ceana

    Масюлик

  • Супермодератор
  • 41 400 Сообщений:
53 209
Excellent
  • ОткудаИз леса,вестимо

Опубликовано 17 Май 2018 - 02:25

Девичья башня и древние культовые места

Изучая места поклонения и наскальные артефакты по всему Апшерону вместе с Аббасом Исламовым, мы пришли к заключению, что практически все культовые сооружения Апшерона построены на культовых местах, которым люди поклонялись в течении нескольких тысячелетий. Вначале нами были исследованы сохранившиеся на Апшероне и Гобустане с эпохи бронзы древние захоронения - курганы, склепы, могилы, выдолбленные в скалах. Вокруг этих захоронений на скалах встречаются различные виды углублений и чашечных знаков. Скорее всего эти углубления носят ритуальный характер, причем одни и те же виды встречаются по всему Апшерону на значительных расстояниях друг от друга. Затем были обследованы сохранившиеся места поклонения (пиры), культовые сооружения (мечети, мавзолеи) и средневековые кладбища. На скалах, рядом с практически всеми этими местами, также были обнаружены древние углубления и чашечные знаки. Это свидетельствует о том, что определенные места на Апшероне считались особо почитаемыми. Обычно это открытые возвышенности со скальным грунтом. Здесь в каменных захоронениях, а это могли быть высеченные в скалах могилы или обложенные каменными блоками склепы, курганы, в эпоху бронзы хоронили людей. Такие захоронения не носят массовый характер и вероятнее всего принадлежали особо почитаемым членам общества. К могилам приходили на поклонение и приносили подношения, которые оставляли в специальных углублениях на скалах вокруг могил. Эти места люди посещали течении веков. Часто рядом возникали кладбища - многие хотели быть похороненными рядом с местами поклонения. С распространением новых религий, и в частности ислама, места массовых поклонений были использованы для строительства новых культовых сооружений, мавзолеев.

Могилы, высеченные в скалах тысячи лет назад, встречаются на Апшероне в нескольких местах. В частности, на древнем культовом месте Умидгая, рядом с Нардаранским пиром, в Шагане рядом со средневековым мавзолеем, рядом с мавзолеем в Сураханах, в Нагорном парке на камне Пирвензаре. Кстати, следы древнего ритуала сохранились и до наших дней. Ныне при рытье могил на Апшероне, их обкладывают камнем-кубиком, хотя это и не предписано мусульманскими правилами. Также сохранилась традиция приносить по праздникам на могилы родных сладости.

Как известно, Девичья башня построена на выступе береговой скалы. На поверхности скалы вокруг башни высечены различные колодцы. По характеру расположения колодцев можно определить, что они существовали на скале до строительства башни. У подножия башни проглядывается прямоугольное углубление, ныне заваленное камнями и почти незаметное. Это прямоугольное углубление являлось, скорее всего, могилой, подобной тем древним захоронениям, что встречаются на Апшероне.

Таким образом могила, высеченная в скале, могла служить тем древним культовым местом, рядом с которым построили Девичью башню. По положению могилы и колодцев видно, что колодцы расположены вокруг могилы. Об их назначении можно сделать предположение по аналогии с некоторыми древними захоронениями царствующих особ, найденными в Северной Африке. Там, в аналогичные колодцы вокруг могил, клали подношения, которые могли понадобиться покойнику в загробном мире. То, что у подножья Девичьей башни был похоронен почитаемый человек, косвенно подтверждается и обнаруженной в 1960-х годах, на месте так называемой "базарной площади" рядом с башней, группой домусульманских могил (кладбище рядом с местом поклонения).

Кстати, дворец Ширваншахов в старой крепости Баку также построен на культовой скале. На территории дворца встречаются чашечные углубления, имеющие круглую и четырехугольную форму, соединенные между собой желобками. Такие чашечные углубления бронзового века встречаются и в других культовых местах на Апшероне. На территории дворца Ширваншахов также имеются колодцы, аналогичные колодцам вокруг Девичьей башни. Причем, по расположению колодцев очевидно, что они существовали на скале до постройки дворца. Известно также, что на этой территории существовало место поклонения (пир) Сюдгуюсу. Следующими древними культовыми местами были возвышенность в Нагорном парке у камня Пирвензаре, и скалы на Биби-Эйбате. Там впоследствии появился пир, на месте которого была построена мечеть.

Фаик Насибов, 2008.

Опубликованное фото

Высеченные в скале могилы в Умидгая, рядом с Нардаранским пиром.


Опубликованное фото

Могила в Нагорном парке внутри камня, называемого Пирвензаре

Опубликованное фото

Пир-мавзолей в Сураханах, внутри которого в скале высечена могила.

Опубликованное фото

Могила в скале в Шагане. Рядом расположен средневековой мавзолей

Опубликованное фото

Колодцы вокруг Девичьей башни

Опубликованное фото

Могила у основания Девичьей башни

Опубликованное фото

План Девичьей башни, расположение могилы и колодцев вокруг нее.

Я не хорошая и не плохая, я - добрая в злую полосочку





0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых