Перейти к содержимому


Мистический валун


  • Вы не можете создавать темы
  • Чтобы отвечать, сперва войдите на форум
17 ответов в теме

#1 OFFLINE   Ceana

Ceana

    Масюлик

  • Супермодератор
  • 43 091 Сообщений:
55 289
Excellent
  • ОткудаИз леса,вестимо

Опубликовано 16 Май 2018 - 05:25

Мистический валун в Нагорном парке.

Опубликованное фото

Мое внимание давно привлекал огромный валун, лежащий почти на самом верху, слева от парадной лестницы в Нагорном парке. Что это за валун? Когда он там появился и по какой причине?

Чем он является? Исконно природным элементом, частью возвышенности, на которой расположен парк, или же декоративным элементом наподобие тех валунов намного меньшего размера, что лежат сейчас в том саду, который бакинцы и даже туристические справочники до сих пор называют не иначе, как Губернаторский?

Однажды ко мне попала старая фотография тогда еще парка им. Кирова, датированная началом 40-х гг. Валун на ней уже был. Значит, если он там и появился, то еще при разбивке парка, которая началась еще в конце 30-х?

Опубликованное фото

Информация, полученная от старых бакинцев, была достаточно однотипной. Практически все помнят его с детства. У многих он ассоциируется с молодостью, прогулками в красивом парке, свиданиями, фото на память.

Опубликованное фото

Некоторые, правда, говорили, что камень этот - чуть ли не волшебный, что еще их бабушки и дедушки упоминали о каких-то его чудодейственных свойствах, и что в стародавние времена это был пир.

Всплыло и название валуна - Пирвензере. Получается, на самом деле пир, т.е. священное место?

Но вот откуда взялось название и что означает, никто объяснить не мог. Возможно, это название есть в интернете? Есть, но всего лишь в одной статье, которая кочует из сайта в сайт. Ее автор - Фаик Насибов, опубликована она впервые одиннадцать лет назад.

В общем, информация собиралась долго, и вот что удалось выяснить. О том, что это священное место, обладающее целительными свойствами, мусульманское население Баку знало еще в XIX в. В основном, к чудодейственному валуну приходили бездетные женщины с просьбой о ребенке.

Вообще-то с такими просьбами принято было ходить в мечеть на Биби-Эйбате, к гробнице Укеймы ханум, а к волшебному валуну Пирвензере заходили, так сказать, по дороге.

Опубликованное фото

На самом деле отдельно стоящие большие валуны, скалы и т.п. являлись местом поклонения с незапамятных времен. До возникновения монотеистических религий были языческие культы, так вот поклонение силам природы и природным элементам, в том числе отдельным скалам и валунам, возникли даже раньше этих культов. Один из ярчайших тому примеров - Бешмармаг.

Опубликованное фото

Так что вера в чудодейственные силы валуна Первензере вполне объяснима. Тем более если учесть его необычную форму. Мало того, что он являет собой отдельно стоящий огромный валун, так в нем еще есть сквозное отверстие. Судя по тому, что отверстие это явно природного происхождения, это не могло не привлекать к нему внимания местных жителей.

Опубликованное фото

А если учесть и тот факт, что на этом холме издревле находились кладбища - с еще доисламской эпохи - то тем более становится понятно, почему это место считалось священным: духи предков всегда помогали людям.

Что касается самого валуна, то некоторые исследователи, в том числе и Ф.Насибов, считают, что валун сам являлся захоронением: если залезть внутрь отверстия или хотя бы внимательно его рассмотреть, то можно заметить внутри прямоугольное углубление явно рукотворного характера.

Опубликованное фото

Видимо, там был похоронен какой-то важный человек, причем явно в доисламский период, ведь у мусульман не принято хоронить никаким иными способом, кроме как в земле или склепах.

А вот в эпоху бронзового века (III-II тыс. до н.э.) могилы в каменных ящиках на Абшероне можно встретить во многих местах: в Бузовнах, Сураханах и даже у подножия Девичьей башни, а также в Шагане, Нардаране и у маяка напротив острова Пир-Аллахи.

Как правило, для таких захоронений выбирались места на возвышенностях, с видом на море, т.е. для предков предоставлялось все самое лучшее.

Опубликованное фото

В исламский период рядом со старыми захоронениями стали появляться новые - отношение к предкам было одинаковым, т.е. уважительным. Такая же ситуация сложилась и на месте нынешнего Нагорного парка, который представлял собой несколько кладбищ рядом: мусульманское, армянское, христианское. И эти кладбища по-прежнему почитались как священные места.

Опубликованное фото

Опубликованное фото

В 1918 г. кладбище было основательно "пополнено" - здесь были похоронены многочисленные жертвы мартовских событий. Потом к ним добавились турецкие и английские могилы. В 1919 г. там же был похоронен и известный бакинский миллионер и благотворитель Мусса Нагиев.

Я не хорошая и не плохая, я - добрая в злую полосочку


#2 OFFLINE   Ceana

Ceana

    Масюлик

  • Супермодератор
  • 43 091 Сообщений:
55 289
Excellent
  • ОткудаИз леса,вестимо

Опубликовано 16 Май 2018 - 05:35

Опубликованное фото

Когда в Азербайджан пришла советская власть, все было перевернуто с ног на голову: храмы разрушались, причем всех конфессий, кладбища сравнивались с землей и на их месте либо строились дома, либо разбивались парки.

Опубликованное фото

Эта же участь постигла и нагорные кладбища: здесь со всем советским цинизмом было решено устроить не просто парк, а парк развлечений. Считается, что какую-то часть могил успели перенести, остальные же сравняли с землей (вместе со склепами, часовнями, церквями и другими культовыми сооружениями) и соорудили на их месте террасы, кафе и т.п.

Опубликованное фото

Опубликованное фото

Венчал все это памятник Кирову. Большевистский лидер встал на то место, которое считалось священными на протяжении многих веков.

Опубликованное фото

Рядом с валуном, буквально в нескольких метрах, была проложена парадная лестница, ведущая прямо к подножию памятника. По идее, его должны были бы снести - он ведь основательно портил весь вид, нарушая всем своим вызывающим видом идею строго террасирования парка. Однако не снесли! Более того, рядом с ним была сооружена небольшая площадка.

Опубликованное фото

Почему же валун не был убран из советского парка? Его посчитали неким природным украшением и решили не трогать? Или все дело в чудесных его свойствах, которые не только помогали верующим, но и его самого хранили от злых людей?

Ведь снесены были не только могилы и культовые сооружения ради будущего парка, но и многие исторические здания и храмы в других местах города. А валун не тронули!

А, может быть, представители власти что-то такое слышали про этот пир и решили не рисковать? Все-таки родились-то они все во времена, когда люди верили в Бога и поклонялись священным местам. Может, какой-нибудь мудрый аксакал предупредил, что древние святыни наказывают тех, кто нарушает их покой?

Опубликованное фото

Ответа нам не узнать никогда. Но факт остается фактом: валун жив. Но вот практически все забыли, чем он является. Если коммунисты хотели добиться забвения, они его добились.

Рядом с валуном по-прежнему фотографируются на память, через его отверстия фотохудожники делают красивые снимки бухты и никто не задумывается, что это - древняя могила.

Опубликованное фото

Опубликованное фото

Вот такая история... Однако верная своей привычке все проверять, я подумала: а вдруг эта история - просто красивая легенда, а то и вовсе выдумка? Особенно если учесть, что никакой информации в интернете, кроме статьи Насибова, нет. Да и слово "вензере" с азербайджанского никак не переводится.

Возможно, эта статья бы и не появилась или появилась бы, но как просто пересказывающая легенду - старую или современную, рожденную уже в наше время тяги ко всему таинственному, если бы не Гусейнгулу Сарабский (1879-1945).

Я не хорошая и не плохая, я - добрая в злую полосочку


#3 OFFLINE   Ceana

Ceana

    Масюлик

  • Супермодератор
  • 43 091 Сообщений:
55 289
Excellent
  • ОткудаИз леса,вестимо

Опубликовано 16 Май 2018 - 05:35

Опубликованное фото

И тут читатель наверняка сильно удивится: при чем здесь знаменитый певец-ханенде, актер, режиссер, а также легендарный исполнитель роли Меджнуна в первой азербайджанской опере "Лейли и Меджнун"?

А вот при чем. Сарабский был еще и неплохим драматургом, а также автором документальных книг. О нем можно прочитать вот в этом моем посте:

http://olaylar.az/ne...g-oksana/214977

Кроме этого, он написал потрясающую книгу "Старый Баку", сборник интереснейших историй о нашем городе. Книга была написана и подготовлена к печати еще при жизни автора, однако впервые увидела свет лишь в 1958 г.

"Старый Баку" был издан на азербайджанском и на русский не был переведен вплоть до недавнего времени. Перевод был осуществлен Фирангиз Аскерзаде, а право первой публикации получил прекрасный сайт, посвященный истории Баку, - ourbaku.com.

И вот в этой познавательнейшей книге я прочитала следующее: "На северно-западной окраине города находился огромный обтесанный остроконечный камень, называемый в народе Пирвянзяри.

Когда-то в теплые весенние дни женщины в качестве паломничества к святому месту по воскресным дням приходили к этому камню, потому и было принято жарить здесь шашлык из печени овцы".

Опубликованное фото

Так что история про священный валун - не выдумка и не легенда: он действительно почитался в народе. И, судя по шашлыкам у его подножия, приходили к нему не просто по дороге к пиру в Биби-Эйбате, а целенаправленно.

Но обратите внимание на название у Сарабского: Пирвянзяри. Не Пирвензере, как у Насибова. Возможно, это и неважно, просто другая транскрипция буквы Ə, а, возможно, важно, и даже очень.

Потому что транскрипция Сарабского позволяет пролить хоть какой-то свет на происхождение названия, особенно с окончанием на И. Слова "вянзяри" в азербайджанском языке нет, как и слова "вензере". Но есть слово vəzəri (вязяри). Так по-азербайджански называется кресс-салат.

Но какое отношение зелень имеет к пиру?! Тут мы вступаем в область сплошных догадок, причем исключительно моих. Насколько они верны, пусть рассудит читатель.

Кресс-салат - не просто зелень. Он обладает чудодейственными свойствами, о которых рассказывается еще в древнегреческих и древнеримских хрониках. Гиппократ утверждал, что кресс-салат обладает лечебными свойствами - очищает кровь и возвращает больным жизненные силы.

В народной медицине он издавна применялся как общеукрепляющее и противовоспалительное средство, а также мочегонное, отхаркивающее, успокаивающее и противосклеротическое. Кресс-салат обладает также антиоксидантными свойствами, снимает депрессивные состояния и улучшает сон.

Его листьями в народе лечили раны и язвы, ожоги, кожные заболевания, простуду - особенно бронхит и стойкий кашель, желчнокаменную болезнь, боли в суставах.

Я не хорошая и не плохая, я - добрая в злую полосочку


#4 OFFLINE   Ceana

Ceana

    Масюлик

  • Супермодератор
  • 43 091 Сообщений:
55 289
Excellent
  • ОткудаИз леса,вестимо

Опубликовано 16 Май 2018 - 05:49

Не зелень, а просто панацея какая-то! Чудо-трава! А если вспомнить, что в Древнем Египте маслом, полученным из семян кресс-салата, лечили мужскую половую холодность и женское бесплодие, то становится понятно, почему не имеющие детей женщины приходили к Пирвянзяри.

Видимо, в окрестностях валуна в изобилии рос кресс-салат, завезенный в Закавказье и потом в Европу с Ближнего Востока еще в незапамятные времена.

Опубликованное фото

Со временем название пира, видимо, трансформировалось, когда была забыта истинная причина, почему валун считался чудодейственным.

В наше время тоже были приложены определенные усилия, чтобы название пира никто не помнил: с валуна исчезла надпись. Вот на этом фото начала 2000-х годов она еще есть:

Опубликованное фото

Надпись имелась на поверхности камня до последней реконструкции парка, а потом ее посчитали нужным убрать. Почему? Руководители реконструкцией решили, что чистый камень - "красивее"? Или же кому-то опять помешала память?

Кстати, все вернулось на круги своя: Киров исчез, коммунисты тоже, а в Нагорном парке снова возникло кладбище - Аллея шехидов. Валун помог?

Опубликованное фото

Я не хорошая и не плохая, я - добрая в злую полосочку


#5 OFFLINE   Ceana

Ceana

    Масюлик

  • Супермодератор
  • 43 091 Сообщений:
55 289
Excellent
  • ОткудаИз леса,вестимо

Опубликовано 16 Май 2018 - 05:56

Собственно ссылка

http://olaylar.az/ne...g-oksana/218875

Писи...про пир в нагорном парке я вообще ничего не знала...сегодня наткнулась на видео и начала рыть материал.
Прабабушка мне рассказывала,что парк построен на костях.говорила,что там захоронены жертвы армяно-азербайджанской резни 1918 года...то есть это кладбище и вывозить трупы оттуда никто не собирался.просто сравняли с землёй и устроили увеселительный комплекс.
Говорила грех это...всё вернётся.
Вернулось!

Конечно к валуну это отношения не имеет,а может и имеет...возможно это ну уж очень старинное кладбище.

Я не хорошая и не плохая, я - добрая в злую полосочку


#6 OFFLINE   Ceana

Ceana

    Масюлик

  • Супермодератор
  • 43 091 Сообщений:
55 289
Excellent
  • ОткудаИз леса,вестимо

Опубликовано 16 Май 2018 - 06:00

Священный камень "Пирвензере"

Фаик Насибов.
Статья впервые опубликована в журнале "YOL", N3 2006

Бакинцы по праву гордятся городской архитектурой, богатой историей Баку, его достопримечательностями. В данной статье хочется поделиться с читателями историей одной бакинской достопримечательности, о которой мало кто еще знает. Речь идет об огромном валуне, расположенном в Нагорном парке на склоне горы под бывшим памятником Кирову. Данный камень издавна известен в народе как «Пирвензере». Кстати, это название начертано ныне и на самом валуне.

Читать:

http://www.window2ba.../pirvenzere.htm

Я не хорошая и не плохая, я - добрая в злую полосочку


#7 OFFLINE   Родной

Родной

    ÜRƏK

  • Members
  • ФишкаФишкаФишка
  • 5 903 Сообщений:
6 308
Excellent
  • ОткудаБаку

Опубликовано 16 Май 2018 - 08:42

Сто раз проходил по этому парку и не обращал внимания на этот валун, спасибо, было познавательно и очень интересно.)
Никогда Не говори Никогда!

#8 OFFLINE   Ceana

Ceana

    Масюлик

  • Супермодератор
  • 43 091 Сообщений:
55 289
Excellent
  • ОткудаИз леса,вестимо

Опубликовано 17 Май 2018 - 02:11

Прочитать сообщениеРодной, 16 Май 2018 - 08:42 , написал:

Сто раз проходил по этому парку и не обращал внимания на этот валун, спасибо, было познавательно и очень интересно.)
я рада,что тебе это было интересно.
Я вот на беш бармаг сколько уже собираюсь.
Говорят помимо пира,это место является местом силы.разлом там и по научному аномальная зона считается.

Я не хорошая и не плохая, я - добрая в злую полосочку


#9 OFFLINE   Ceana

Ceana

    Масюлик

  • Супермодератор
  • 43 091 Сообщений:
55 289
Excellent
  • ОткудаИз леса,вестимо

Опубликовано 17 Май 2018 - 02:25

Девичья башня и древние культовые места

Изучая места поклонения и наскальные артефакты по всему Апшерону вместе с Аббасом Исламовым, мы пришли к заключению, что практически все культовые сооружения Апшерона построены на культовых местах, которым люди поклонялись в течении нескольких тысячелетий. Вначале нами были исследованы сохранившиеся на Апшероне и Гобустане с эпохи бронзы древние захоронения - курганы, склепы, могилы, выдолбленные в скалах. Вокруг этих захоронений на скалах встречаются различные виды углублений и чашечных знаков. Скорее всего эти углубления носят ритуальный характер, причем одни и те же виды встречаются по всему Апшерону на значительных расстояниях друг от друга. Затем были обследованы сохранившиеся места поклонения (пиры), культовые сооружения (мечети, мавзолеи) и средневековые кладбища. На скалах, рядом с практически всеми этими местами, также были обнаружены древние углубления и чашечные знаки. Это свидетельствует о том, что определенные места на Апшероне считались особо почитаемыми. Обычно это открытые возвышенности со скальным грунтом. Здесь в каменных захоронениях, а это могли быть высеченные в скалах могилы или обложенные каменными блоками склепы, курганы, в эпоху бронзы хоронили людей. Такие захоронения не носят массовый характер и вероятнее всего принадлежали особо почитаемым членам общества. К могилам приходили на поклонение и приносили подношения, которые оставляли в специальных углублениях на скалах вокруг могил. Эти места люди посещали течении веков. Часто рядом возникали кладбища - многие хотели быть похороненными рядом с местами поклонения. С распространением новых религий, и в частности ислама, места массовых поклонений были использованы для строительства новых культовых сооружений, мавзолеев.

Могилы, высеченные в скалах тысячи лет назад, встречаются на Апшероне в нескольких местах. В частности, на древнем культовом месте Умидгая, рядом с Нардаранским пиром, в Шагане рядом со средневековым мавзолеем, рядом с мавзолеем в Сураханах, в Нагорном парке на камне Пирвензаре. Кстати, следы древнего ритуала сохранились и до наших дней. Ныне при рытье могил на Апшероне, их обкладывают камнем-кубиком, хотя это и не предписано мусульманскими правилами. Также сохранилась традиция приносить по праздникам на могилы родных сладости.

Как известно, Девичья башня построена на выступе береговой скалы. На поверхности скалы вокруг башни высечены различные колодцы. По характеру расположения колодцев можно определить, что они существовали на скале до строительства башни. У подножия башни проглядывается прямоугольное углубление, ныне заваленное камнями и почти незаметное. Это прямоугольное углубление являлось, скорее всего, могилой, подобной тем древним захоронениям, что встречаются на Апшероне.

Таким образом могила, высеченная в скале, могла служить тем древним культовым местом, рядом с которым построили Девичью башню. По положению могилы и колодцев видно, что колодцы расположены вокруг могилы. Об их назначении можно сделать предположение по аналогии с некоторыми древними захоронениями царствующих особ, найденными в Северной Африке. Там, в аналогичные колодцы вокруг могил, клали подношения, которые могли понадобиться покойнику в загробном мире. То, что у подножья Девичьей башни был похоронен почитаемый человек, косвенно подтверждается и обнаруженной в 1960-х годах, на месте так называемой "базарной площади" рядом с башней, группой домусульманских могил (кладбище рядом с местом поклонения).

Кстати, дворец Ширваншахов в старой крепости Баку также построен на культовой скале. На территории дворца встречаются чашечные углубления, имеющие круглую и четырехугольную форму, соединенные между собой желобками. Такие чашечные углубления бронзового века встречаются и в других культовых местах на Апшероне. На территории дворца Ширваншахов также имеются колодцы, аналогичные колодцам вокруг Девичьей башни. Причем, по расположению колодцев очевидно, что они существовали на скале до постройки дворца. Известно также, что на этой территории существовало место поклонения (пир) Сюдгуюсу. Следующими древними культовыми местами были возвышенность в Нагорном парке у камня Пирвензаре, и скалы на Биби-Эйбате. Там впоследствии появился пир, на месте которого была построена мечеть.

Фаик Насибов, 2008.

Опубликованное фото

Высеченные в скале могилы в Умидгая, рядом с Нардаранским пиром.


Опубликованное фото

Могила в Нагорном парке внутри камня, называемого Пирвензаре

Опубликованное фото

Пир-мавзолей в Сураханах, внутри которого в скале высечена могила.

Опубликованное фото

Могила в скале в Шагане. Рядом расположен средневековой мавзолей

Опубликованное фото

Колодцы вокруг Девичьей башни

Опубликованное фото

Могила у основания Девичьей башни

Опубликованное фото

План Девичьей башни, расположение могилы и колодцев вокруг нее.

Я не хорошая и не плохая, я - добрая в злую полосочку


#10 OFFLINE   Ceana

Ceana

    Масюлик

  • Супермодератор
  • 43 091 Сообщений:
55 289
Excellent
  • ОткудаИз леса,вестимо

Опубликовано 23 Сентябрь 2018 - 11:56

Легенды древнего Каспия

ИССЛЕДОВАНИЕ

Каспий… Древний, могучий, спокойный и неукротимый одновременно. Этот уникальный водоем - самое большое в мире озеро, гордо именуемое морем, - породил столько легенд, сколько не снилось ни озеру Лох-Несс, ни Китежу, ни любому из океанов Земли с их бермудскими треугольниками и марианскими впадинами. И даже сейчас, в наш просвещенный век, некоторые тайны Хазарского моря продолжают будоражить умы.

Спаситель в зеленом плаще

Народы, живущие на берегах Каспия (одно из этих племен даже дало морю его нынешнее название), называют его по-разному. В азербайджанском языке (как и в туркменском и некоторых других) Каспий носит название Хазарского моря. Большинство ученых склонны рассматривать это имя как унаследованное от другого прибрежного местного племени - хазаров. Это племя было тюркским по происхождению, иудаистским по религиозной принадлежности и при этом использовало в своей письменности арабский алфавит. 

Существует также версия, по которой название этого озера-моря произошло от имени легендарного пророка Хызра (Хыдыр). Это - божество весны, управитель сил природы и податель помощи путникам, особенно на море. По преданию, Хызр является терпящим бедствие в виде всадника в зеленых одеждах на белом коне и чудесным образом переносит их в безопасное место. 

Исследуя генезис этого явления, ученые проводят для Хызра параллели с христианским пророком Илией, который, как известно, также управлял небесными силами (гром и молнии). По выполняемым функциям Хызра уместно было бы также сравнить с другим христианским святым - Николаем-угодником, покровителем странствующих, особенно мореплавателей. Вместе с тем ясно, что Хызр - мифологема не только домусульманская, но и дохристианская. Возможно, он старше и зороастризма. В легенде о небесном спасителе в зеленой одежде слышатся отголоски невероятно древних верований. Добавим, что Хызру также честь и место в легендах самого любимого и самого древнего народного праздника азербайджанцев - Новруз. Ведь именно Хызр, по поверью, приводит с собой весну… 

Здесь стоит заметить, что сейчас на постсоветском пространстве возникла тенденция официального возвращения тем или иным занятиям их небесных покровителей. Это связано с возвратом к религиозным истокам, вытесненным некогда советской идеологией. Возьмем, к примеру, христианский ареал - прежде всего Россию. Моряки теперь часто берут с собой в рейсы иконы того же святителя Николая, портные и модельеры стараются приобрести изображение Параскевы Пятницы (покровительница ремесел и особенно шитья), художники держат в мастерских как талисман икону святого Луки (он считается покровителем живописи, так как первым изобразил Богоматерь), и т.д. Аналогичные процессы происходят и в других религиозных ареалах, ведь всем людям, зарабатывающим себе на жизнь, приятно верить, что их труды земные благословлены свыше. Думается, что Хызр вполне мог бы встать в ряд современных небесных покровителей профессионалов как покровитель МЧС, спасателей, пожарников, а также Скорой помощи… 

Интересно, что Каспий, согласно легендам, - не единственное место обитания Хызра. По преданию, у этого таинственного святого есть и «сухопутная резиденция». Это священная гора Бешбармаг (расположена на территории Азербайджана, и, кстати, не так уж далеко от Каспия). Но это место, с его букетом преданий и чудотворными свойствами, - тема для отдельного обстоятельного рассказа. А пока вернемся к Каспию.

Русалки и морские черти

Как из моря из Каспийского 
- синего плаща, 
Стрела свистнула да... 
(спи, Смерть подушками глуша). 
Лови - да не тронь, 
Тони - да не кань. 
Волынь-перезвонь, 
Хвалынь-целовань.

Это - последняя строфа изумительной «Скифской колыбельной» Марины Цветаевой. В ней слышится древнерусское название Каспия - Хвалынское море. Конечно, лирику гения прозой не передашь, не расшифруешь, но в память она западает навечно. Впрочем, живое слово играет яркими красками на любом уровне бытия. И если кто-то захочет абсолютно точно узнать, что такое «хвалынь-целовань», пусть отвлечется от скифов с их древней историей и отправится летом на любой из пляжей Абшеронского полуострова или чуть севернее по побережью - в Набрань. О-о-о, там на ночных дискотеках на берегах Хвалыни т-а-акая целовань! Поневоле вспомнишь народные побасенки о влюбленных русалках, выловленных красивыми молодыми рыбаками в Каспии, - эти слухи живы и периодически реанимируются в желтой прессе и поныне. И всегда находятся те, кто им верит…

Впрочем, надо сказать, у некоторых из таких слухов были когда-то вполне четкие обоснования. Так, в дореволюционные времена в среде российских каспийских мореходов ходила легенда о «хвалынских морских чертях». Мол, иногда в шторм можно увидеть, как целая ватага чертей лихо плывет по морю без всяких кораблей, просто сидя на волнах. А внешне они похожи на людей и даже едят что-то прямо на плаву. И невдомек было российским мореходам, что это соседи по морю - азербайджанцы - развлекаются. 

Была такая отчаянная забава у молодых парней с побережья: в сильную волну сесть на особые доски большой компанией, захватив с собой по блюду с пловом. И вот он, шик: плывешь себе, скрестив ноги, на крохотной доске (прабабушка серфа!) и неторопливо, словно дома, ешь рис - причем руками, а это дольше выходит, а значит, опаснее. И нельзя ни рис рассыпать, ни доску перевернуть - спасти спасут, но засмеют неудачливого храбреца так, что мало не покажется... Впрочем, среди таких бесшабашных «серфингистов» невезучих бывало мало - неловким и трусливым в такой забаве места нет. Так и пугали молодые азербайджанцы русских мореходов, творивших от ужаса перед нечистой силой крестные знамения…

Баиловская Атлантида

Если захотелось вкусить легенд Каспия, не обязательно отправляться на побережье. Каменный слепок одной из главных загадок Хазарского моря хранит Дворец Ширваншахов. В одном из его внутренних дворов демонстрируются детали фриза так называемых Баиловских камней. 

Баил - это мыс, ограничивающий Бакинскую бухту с запада. Близ него при очередном понижении уровня моря в 1920-х гг. обнажились развалины форта (его стали называть Баиловским замком) - нижняя часть стен и башен. По внешнему периметру стен шел резной каменный фриз с надписями и различными по манере и качеству исполнения изображениями. 

Замок этот был построен по проекту зодчего Зейнаддина ибн Абу Рашида Ширвани на скальном островке близ одноименного мыса в XIII в. как оборонительное сооружение, защищающее Баку с моря. Это была тяжелая эпоха завоевания Ближнего Востока монголами, и форты были не лишними. Особенно такие мощные: стены толщиной в два метра, четыре угловые круглые башни и 11 полукруглых бастионов! Впрочем, первоначально этот замок служил не только фортом, но и резиденцией Ширваншаху Ферибурзу III, выдающемуся представителю этой азербайджанской династии. Кстати, именно поэтому некоторые надписи на фризе являют собой генеалогию Ширваншахов. 

Правление Ферибурза III пришлось, как уже говорилось, на очень нелегкое время, но этот умный и смелый правитель и полководец, вступивший на престол в 1225 г., сумел отстоять национальную государственность и фактическую независимость Ширвана от монголов. Достаточно сказать, что в годы монгольского нашествия, когда многие государства и правящие династии Востока были буквально сметены с лица земли, Ферибурз III, ограничившись данью монголам, продолжал в отличие от большинства других восточных владык чеканить монеты со своим именем и титулами, даже не упоминая монгольского кагана.

Увы, красивому и мощному Баиловскому замку была суждена недолгая судьба - не простояв и столетия, он ушел под воду во время сильного землетрясения в 1306 г. Вместе с тем для простого оборонительного сооружения и даже для резиденции правителя у Баиловских камней уж слишком богатая легендами судьба. То, что этот форт был возведен на фундаменте какого-то гораздо более древнего сооружения, было доказано учеными еще в середине прошлого века. Этот факт да руины, которые можно видеть в 350 м от мыса Баил, да несколько сотен фрагментов фриза с загадочными надписями и ликами - вот то, что нам всем известно точно. А дальше начинается область легенд и загадок… 

Есть версия, что сооружение, легшее в основу форта, было древним храмом, и аура места до сих пор дает себя знать (не оттого ли Баиловский замок повторил судьбу Атлантиды?). В средневековых источниках у этого форта есть множество названий, весьма далеких от сухой прозы военных терминов. Как только его не именовали! И Подземный дворец, и Баиловские камни, и Сабаил, и Каравансарай, и Ханегях, и Гем-рукхана… Два последних названия явно указывают на сакральность сооружения, с годами, видимо, стершуюся из памяти народа. 

Оттого-то, видимо, большинство из написанного и выбитого на 400-метровом фризе крепости еще не расшифровано. Да, есть арабские и фарсидские надписи с генеалогией Ширваншахов, как уже говорилось, а также с датой создания сооружения и именем зодчего. Но и только… Остальное - пока тайна. Причем изображения представляют собой тайну еще большую, чем надписи. Ведь это - фантастические животные, не имеющие аналогов в других памятниках средневековья на Ближнем Востоке, а также человеческие лица, что для мусульманской культуры вообще нехарактерно по причине запрета на изображение людей в исламе. Похоже, во времена Ферибурза III прежнюю историю этого островка еще помнили. А нам остается только разгадывать ее, как и другие тайны седого Каспия…

Наиля БАННАЕВА 

Опубликованное фото

Опубликованное фото

Опубликованное фото

Я не хорошая и не плохая, я - добрая в злую полосочку


#11 OFFLINE   Insurgent

Insurgent

    Циник-садюга²

  • Members
  • ФишкаФишкаФишка
  • 19 314 Сообщений:
12 731
Excellent
  • ОткудаСССР

Опубликовано 24 Сентябрь 2018 - 09:04

<в сильную волну сесть на особые доски большой компанией, захватив с собой по блюду с пловом.>
И почему же не дошла до наших дней эта замечательная традиция,куда она исчезла?))
Я всё понимаю,басни-притчи-сказки есть у любого народа...но загибать то зачем,выводить в реальность?И что там за "особые доски",хотелось бы взглянуть на рисунки-чертежи-проекты)))
Я не знаю что ты куришь,но дыми в другую сторону.

#12 OFFLINE   Insurgent

Insurgent

    Циник-садюга²

  • Members
  • ФишкаФишкаФишка
  • 19 314 Сообщений:
12 731
Excellent
  • ОткудаСССР

Опубликовано 24 Сентябрь 2018 - 09:08

<Так и пугали молодые азербайджанцы русских мореходов,>
Варягов-викингов?))
Я не знаю что ты куришь,но дыми в другую сторону.

#13 OFFLINE   Ceana

Ceana

    Масюлик

  • Супермодератор
  • 43 091 Сообщений:
55 289
Excellent
  • ОткудаИз леса,вестимо

Опубликовано 24 Сентябрь 2018 - 02:14

Прочитать сообщениеInsurgent, 24 Сентябрь 2018 - 09:08 , написал:

<Так и пугали молодые азербайджанцы русских мореходов,>
Варягов-викингов?))
да...кажется в мардакянах или шувелянах есть места крушения кораблей древних варягов.и не только древних.Сюда,в Азербайджан, доходили даже войска Македонского.в Гобустане есть римская надпись на камне свидетельствующая о походе с датой,если интересно,то поищу.а в 19 веке в Шувелянах... там разбились российские корабли.памятник даже есть или был.уже не знаю,но фоты видела старые.
Моя вина,что не сохранила.очень интерессные фотографии и даже картины были именно касаемо крушений на Каспии в зоне Шувеляны-Мардакяны и именно российских кораблей.сотнями погибли,спасенные конечно тоже были.это быль.
А легенды...над ними даже я не властна)))

Писи...почитай "Хождение за три моря".Афанасий Никитин начал с Каспийского.

Я не хорошая и не плохая, я - добрая в злую полосочку


#14 OFFLINE   Ceana

Ceana

    Масюлик

  • Супермодератор
  • 43 091 Сообщений:
55 289
Excellent
  • ОткудаИз леса,вестимо

Опубликовано 04 Октябрь 2018 - 08:51

Опубликованное фото

Опубликованное фото

Дворец Ширваншахов - Мавзолей Сейида Яхья Бакуви

Мавзолей Сейида Яхья Бакуви

В южной части дворцового комплекса Ширваншаховнаходится еще один средневековый памятник зодчества - мавзолей Сейида Яхья Бакуви, известный также как мавзолей «дервиша».

Это место погребения Сейида Яхья Бакуви, бывшего ученым при дворе ширваншаха Халилуллы I . Родился он в городе Шемахе. Был приверженцем суфистского учения, автором многих религиозных трудов. Скончался ученый в 1464 г . и был захоронен на территории дворцового комплекса.

Каменный мавзолей имеет восьмигранную форму и увенчан восьмиугольным шатровым куполом. В гранях мавзолея имеются три небольших окна c каменной решеткой-шебеке. Сам погребальный склеп находится в подвале под мавзолеем. А наземная его часть служила для совершения ритуальных обрядов. Внутри мавзолей был орнаментирован и отделан цветной штукатуркой.

Мавзолей был пристроен к старой мечети Кейкубада (по имени ширваншаха Кейкубада - XIV век). Именно в этой мечети Яхья Бакуви работал, молился, преподавал. Но в 1918 году мечеть сгорела во время пожара, и в настоящее время от нее остался лишь фундамент.


Я не хорошая и не плохая, я - добрая в злую полосочку


#15 OFFLINE   Ceana

Ceana

    Масюлик

  • Супермодератор
  • 43 091 Сообщений:
55 289
Excellent
  • ОткудаИз леса,вестимо

Опубликовано 04 Октябрь 2018 - 08:54

Тайны Баку: Загадка одного мавзолея

Опубликованное фото

О.Буланова

Те, кто интересуется историей Баку, не раз бывали в комплексе Дворца Ширваншахов и знают, что на средней его террасе расположено два мавзолея.

Один был усыпальницей матери и детей ширваншаха Халилуллаха I, правившего страной в 1427-1465 гг. Об этом говорится в надписи над его входом. На втором мавзолее надписей нет.

Принято считать, что в нем был погребен живший в Баку философ Сеид Яхья Бакуви (ок. 1410-1470). При этом ссылаются на сообщение А.К. Бакиханова, где говорится, что Бакуви «был главным духовным учителем этого края. Имя его известно во многих таинственных науках. Келья, где он молился, училище и могила, находившиеся при мечети, названы его именем, существуют и поныне», т.е. в 1841 г.

Полагают, что Халилуллах I и его родные так почитали Бакуви, что построили ему мавзолей рядом со своим жильем. Однако Бакиханов не дает никакой информации о местонахождении могилы Бакуви. Он даже не пишет, что она находилась в Баку.

Сам мавзолей анонимен, но не безымянный. Народ назвал его мавзолеем Дервиша. Дервишами называли странствующих монахов, многие из которых были суфийскими философами. Таковым был и С.Я. Бакуви. К тому же этот мавзолей находился при мечети, сгоревшей в 1918 г. Но она именовалась мечетью Кей-Кубада, а не Бакуви. К тому же, насколько известно, Бакуви не странствовал, а в основном жил в Баку.

Сложив воедино эти данные, доктор географических наук историк Сейран Велиев (чья статья на эту тему опубликована на сайте ourbaku.com), сделал не совсем привычные для официальной истории выводы. С.Велиев справедливо заметил, что вызывает недоумение и отсутствие на мавзолее надписей, коими снабжены почти все строения Дворца. Они сообщают, что строительство усыпальницы, Шахской мечети и, вероятно, Диванхане (соответствующая надпись на нем плохо читаема) связано с Халилуллахом I.

Возникает вопрос: почему, если Халилуллах I или его сын и преемник Фаррух Йасар I так уважали Бакуви, что построили для него около своего Дворца мавзолей, были так «скромны», что не указали не только имя покойного, но и даже факта своего участия в возведении мавзолея?

Я не хорошая и не плохая, я - добрая в злую полосочку


#16 OFFLINE   Ceana

Ceana

    Масюлик

  • Супермодератор
  • 43 091 Сообщений:
55 289
Excellent
  • ОткудаИз леса,вестимо

Опубликовано 04 Октябрь 2018 - 08:56

Ответ может дать лишь сам мавзолей, который не так безмолвен, как может показаться на первый взгляд. Внешне он выглядит, как собранный из двух равносторонних восьмигранников. Нижний — призма, каждая грань которой имеет в ширину 1,55 м изнутри и 2,1 м снаружи, в высоту 7,2 м и в толщину 0,75 м. Эту призму перекрывает пирамида высотой 4,7 м с гранями той же ширины и длиной ок. 6 м. Туловище и купол составляют видимую (надземную) часть мавзолея общей высотой 12 м. Но имеется еще и подземная небольшая квадратная со сторонами 3,35 м и высотой 2,35 м комната, служившая склепом. С учетом данной комнаты высота мавзолея оказывается близкой к 15 м.

Этот тип мавзолеев называется башенным, т.к. выделяется своей массивностью и вытянутостью вверх. Они широко распространены по всему Ближнему и Среднему Востоку и датируются от ХI в. до ХIХ в. включительно. В одних странах они единичны, а в других, в том числе и у нас, имеются в большом количестве.

Так, южнее Куры возвышаются десятки подобных мавзолеев. Из них наиболее величественны и знамениты мавзолеи Юсуфа и Момине-хатун в Нахчыване, мавзолей в Карабагларе и «мавзолей 1322 г.» в Барде. Они сложены из обожженного кирпича и относятся к XII-XIV вв. В XIII в. башенные мавзолеи начинают строить из камня. Это каменные копии кирпичных прототипов. В конце XIV в. эти копии появляются и в Ширване. Здесь все они сложены из камня и представляют собой восьмигранные призмы, перекрытые пирамидальными, а также восьмигранными куполами-шатрами.

Наиболее совершенные мавзолеи в Ширване строят в XVII в. Они сохранились в 2 км от Шамахи у селения Калахана и образуют комплекс — Едди Гюмбез. В них появляются изломанные линии арок и куполов, декоративные элементы на фасаде и в интерьере и другие «излишества». Затем в строительстве башенных мавзолеев Ширвана наступает упадок.

Об этом свидетельствует другой комплекс, возведенный по заказу последнего правителя Шемахи Мустафы-хана в 1810-1820 гг. для родственников. Их копировали с мавзолеев в Калахана. Но уже не было той тонкости отделки.

Однако вернемся к Мавзолею Дервиша. Историки архитектуры уже давно отмечали, что он наиболее близок к мавзолеям Калахана, а Л.С. Бретаницкий подчеркивал, что «среди сходных мемориальных сооружений мавзолей Яхья Бакуви — один из наиболее совершенных».

Да, Мавзолей Дервиша на самом деле очень близок именно к мавзолеям в Калахана. У них одна и та же вытянутость пропорций, общая высота (9-12 м), ширина граней (по 2 м) и схожесть других параметров. А с одним из них («мавзолеем с крупной кладкой») сходство выявляется и в деталях.

Я не хорошая и не плохая, я - добрая в злую полосочку


#17 OFFLINE   Ceana

Ceana

    Масюлик

  • Супермодератор
  • 43 091 Сообщений:
55 289
Excellent
  • ОткудаИз леса,вестимо

Опубликовано 04 Октябрь 2018 - 08:56

В то же время мы видим, что калаханские мавзолеи стали «совершенными» в результате почти трехсотлетних работ ширванских зодчих по приближению каменных мавзолеев к эталонным кирпичным.

Если считать, что Мавзолей Дервиша был построен в XV в., то тогда остается непонятным, почему и в XV в., и в XVI в. в Ширване продолжали строить более примитивно оформленные мавзолеи?

К проблеме возраста Мавзолея Дервиша можно подойти и с другой стороны. Представим, что он стоит не в ансамбле Дворца, а где-то вне его «в одиночестве». Как бы определялся тогда его возраст? А очень просто. Историки архитектуры стали бы искать какое-нибудь датированное архитектурное сооружение, близкое к нему по стилю и архитектурным особенностям. Этот поиск их обязательно вывел бы на Калаханские мавзолеи, датируемые XVII в. Этим веком стали бы определять и возраст Мавзолея Дервиша. И никаких споров по этому поводу не было бы.

Правда, следует отметить, что у Мавзолея Дервиша имеется одна общая с сооружениями Дворца XV в. черта: чередование на фасаде узких темных и широких светлых полос кладок. Но данный факт легко объяснить и стремлением архитектора вписать свой мавзолей в ансамбль. Подобное мы видим у зодчего Амир-шаха, построившего в конце XVI в. Восточные (Мурадовские) ворота ансамбля дворца с порталом, близким к порталам Диванхане и Тюрбе. И если бы на воротах не уцелел год его возведения, то многие исследователи наверняка также отнесли бы их ко времени Халилуллаха I, т.е. к XV в. «Мавзолею Дервиша» с надписями не повезло. Но это не значит, что его можно датировать XV в., совершенно игнорируя основные архитектурные особенности, относящееся к XVII в.

К тому же, неизвестный архитектор Мавзолея Дервиша, как и Амир-шах, копировал не слепо. Так, он резко усилил контрастность темных и светлых полос кладок, сделав первые в три раза уже вторых. Подобного «антагонизма» нигде не фиксируется. Таким образом, мы можем Мавзолей Дервиша уверенно датировать XVII в.

А теперь попытаемся выяснить, кто именно в нем погребен, точнее, определить, кем мог быть человек, для которого воздвигли такой мавзолей. Этот тип мавзолеев для Абшерона не свойственен. Значит, этот человек не был бакинцем. В пользу этого свидетельствует и само название: дервиши странствовали по всему миру и редко заканчивали свой жизненный путь на родине.

Также можно сказать, что дервиш, для которого воздвигли мавзолей, был очень почитаем. Об этом говорят довольно значительные размеры и насыпь, специально устроенная, чтобы мавзолей установить. Вероятно, он изначально был для бакинцев Дервишем с большой буквы, и поэтому его имя у них в памяти не сохранилось. Оно затерялось в истории, но кое-что о самом Дервише мы сказать сможем.

Все башенные восьмигранные мавзолеи Ширвана были установлены над могилами членов братства (ордена) «Чилкейские шейхи» из племени Ханчобаны, ветви тюркоязычных падаров. Оснований полагать, что «мавзолей Дервиша» был исключением, нет. Тем более что отмечается очень сильное сходство между ним и Калаханским «мавзолеем с крупной кладкой». Они столь близки друг к другу, что их можно отнести к одному и тому же архитектору.

Отсюда следует, что в Мавзолее Дервиша, как и в Калаханских мавзолеях, был погребен один из членов братства «Чилкейкие шейхи» из племени Ханчобаны. При этом его проводили на тот свет соратники по братству. Они и построили мавзолей, аналогичный тем, что были сооружены в других местностях Ширвана. Все это позволяет объяснить отсутствие башенных мавзолеев в других местах Абшерона иногородним происхождением самого Дервиша и тех, кто заказывал и строил мавзолей. Получает объяснение и отсутствие на мавзолее надписей: на башенных мавзолеях Ширвана их наличие необязательно. Остается ответить лишь на один вопрос: почему Мавзолей Дервиша оказался у Дворца Ширваншахов?

Еще в 20-х гг. ХХ в. на месте руин мечети Кей-Кубада было обнаружено несколько каменных надгробий и кости от примерно 20 скелетов. В 1945 г. здесь же было выявлено еще пять могил. Все они относились к XIII-XV вв. Как писал еще в 1944 г. В.Н. Левиатов, это может объясняться тем, что «на том месте, где стоял мавзолей (Дервиша), и вокруг него когда-то было кладбище».

Это внутригородское кладбище было окружено невысокой каменной оградой. Одним из входов в него, вероятнее всего, «парадным», были ныне одинокие Восточные (Мурадовские) ворота, которые в 1585-1586 гг. были восстановлены (а не построены) бакинцем Улу Раджаб Бабой. Через них во время похорон и поминок проходило довольно большое количество людей, поэтому ворота сделали достаточно широкими — до 2 м в ширину. В то же время не разрешалось въезжать на кладбище верхом или в экипажах. Вьючных животных и овозки оставляли за оградой.

Последнее принято и сейчас. Отсюда небольшая (до 2,5 м) высота прохода. Кладбище же для небольшого города, окруженного крепостной стеной, было немалым: протягивалось от Мурадовских ворот на запад до западной стены ансамбля Усыпальница — Шахская мечеть более чем на 90 м при ширине до 30-35 м. Вероятнее всего, это кладбище было наиболее почетным у бакинцев. Иначе вряд ли ширваншах Халиллулах I выбрал бы его для своих родных, а падары — для своего, одного из наиболее почитаемых дервишей-шейхов.


Я не хорошая и не плохая, я - добрая в злую полосочку


#18 OFFLINE   Ceana

Ceana

    Масюлик

  • Супермодератор
  • 43 091 Сообщений:
55 289
Excellent
  • ОткудаИз леса,вестимо

Опубликовано 04 Октябрь 2018 - 09:20

Смотрела одного сенса,который сказал,что этот мавзолей один из десяти в мире по месу силы.
Исполняются практически все желания.

Нужно положить руку на надгробие и попросить.
Люди приходят и зажигают там свечи.

Опубликованное фото

Я не хорошая и не плохая, я - добрая в злую полосочку





0 пользователей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 невидимых